Во время езды на мотоцикле, как и на автомобиле, необходимо переключать скорости на коробке передач. Эта процедура выполняется последовательно: от первой к последней скорости для разгона и наоборот — для снижения скорости. Обучаться вождению сложнее всего тем, кто привык управлять обычным автомобилем. Однако все приходит с опытом, и спустя некоторое время действия отрабатываются до автоматизма.
Зачем переключать передачи
Крутящий момент с вала двигателя на колеса передается посредством специального узла — трансмиссии. Фактически, это сила, с которой двигатель действует на колеса через промежуточное звено. Этот параметр обратно пропорционален скорости движения. Для старта с места необходим большой крутящий момент, позволяющий преодолеть сопротивление движению. Однако скорость при этом небольшая. Чтобы ее увеличить, требуется уменьшить значение крутящего момента. Такими последовательными изменениями физической величины удается разгоняться до максимальной скорости.
Если на дороге есть возвышенность, на которую поднимается мотоцикл, двигающийся на большой скорости, текущего значения крутящего момента может оказаться недостаточно. В этом случае скорость сбрасывают на более низкую, чтобы двигатель не заглох.
Инструкция по переключению
Двигатель должен набрать от 60 до 75% от максимального числа оборотов, прежде чем будет произведено переключение скорости. Если это правило игнорировать, разгон мотоцикла замедлится, а детали агрегата будут испытывать дополнительные нагрузки. Как следствие — более быстрый износ двигателя.
Чтобы переключить скорость, нужно выполнить следующие действия:
- Разогнаться, отпустить газ и в тот же момент выжать и удерживать сцепление;
- Переместить переключатель в требуемую позицию (увеличить или сбросить скорость);
- Отпустить сцепление.
Если необходимо понизить скорость сразу на несколько передач, после нажатия и удерживания сцепления необходимо резко нажать на газ (перегазовка), затем переключить на 2 или три передачи вниз и отпустить сцепление.
Советы для начинающих мотоциклистов
Существуют некоторые особенности переключения скоростей:
- Движения следует выполнять быстро, но они должны быть плавными;
- Зажатие сцепление и сброс газа — действия, выполняемые одновременно;
- Не рекомендуется снижать или увеличивать скорость во время поворота.
Возможные ошибки
Одна из распространенных ошибок среди новичков — выжим сцепление перед сбросом газа. В этот момент резко возрастает частота вращения вала двигателя, поскольку агрегат не испытывает нагрузки. Возникший громкий звук мотора может испугать водителя, и он отпустит газ, в результате чего мотоцикл остановится (торможение двигателем).
Иногда сцепление зажимают после сброса газа, а не одновременно. В этом случае также происходит торможение двигателем.
С первого раза безупречно управлять мотоциклом получается далеко не у каждого. Требуется довольно длительный процесс обучения, после прохождения которого водитель выполняет все действия даже не задумываясь о них.
Другие статьи