Относительно недавнее новшество в России — мотоциклы экстренного реагирования.
Когда появились и зачем нужны пожарные на мотоциклах?
Первые пожарные мотоциклы (ПМЦ) на службе выполняющих функции МЧС ведомств появились еще во второй половине XX века. Тогда они в основном использовались на пожарах, особенно в сельской местности. Ведь содержать автоцистерну дорого, не в каждом селе могли себе позволить содержать команду пожарных и спецтехнику.
Конечно, мотоциклист-пожарный не в состоянии справиться с большим пожаром. Но он мог быстро выполнить разведку и сообщить необходимые для точных расчетов сведения. К тому же спецбайки оснащаются пожарным насосом, поэтому с их помощью можно отбирать воду из ближайшего водоема или стать на гидрант, что позволяет замедлить распространение огня.
При появлении специализированных пожарных машин потребность в мототехнике значительно снизилась. Мотоциклы практически не использовались при тушении пожаров, тем более не было специальных мотоциклетных расчетов.
Первые пожарные на мотоциклах в Москве появились в 2010 году в качестве эксперимента. Тогда было всего 4 байка, но уже через 9 лет штат пожарников составлял 165 мотоциклистов и 22 новых мотоцикла.
Преимущества использования пожарных мотоциклов
Эффективность этого московского подразделения стала толчком к повсеместному перениманию их опыта. Главные преимущества пожарников на байках:
- быстро прибывают на место происшествия, что особенно важно в условиях мегаполиса и огромных пробок;
- проводят разведку и при необходимости вызывают дополнительные силы;
- повышают качество оказываемой помощи;
- загоревшийся автомобиль проще и быстрее потушить с помощью пожарного мотоцикла, чем громоздкой пожарной машины;
- незаменимы при тушении пожара в тоннеле.
Интересно. Мотослужба функционирует до закрытия мотосезона. В октябре пожарники распределяются по обычным пожарным расчетам, а «стальные кони» отдыхают до весны.
Что такое пожарные мотоциклы?
Специализированные байки сильно отличаются от обычных мотоциклов. Как и в случае с пожарными машинами, двухколесный транспорт имеет особое оформление — красный цвет, сирену и мигалку. Мототехника оснащается пожаротушительной установкой, медицинской укладкой, слесарным инструментом.
Пожарный мотоцикл МЧС предназначен не только для тушения пожаров, но и оказания помощи пострадавшим. Применяются в следующих случаях:
- ДТП;
- пожар;
- возгорание различных веществ и материалов, электроустановок;
- авария на промышленном объекте;
- поисково-спасательные работы.
Первые модели ПМЦ
Пожарный мотоцикл Л-600, 1932 год
Первый отечественный пожарный мотоцикл был собран в 1932 году. Модель Л-600 имела массивные колеса, два 4-метровые заборные рукава, центробежный насос в коляске, брезентовые рукава длиной 105 м.
Пожарный мотоцикл «Днепр-157 П»
Пожарный мотоцикл «Днепр-157 П» — один из первых байков для пожаров, укомплектованный всем необходимым оборудованием. Сейчас модель является экспонатом Музея Государственной противопожарной службы МЧС в Иванове.
Пожарный мотоцикл «Урал» ИМЗ 8.103.10
Пожарный мотоцикл «Урал» ИМЗ 8.103.10 с мотопомпой МП-800 верно служил пожарной охране в 1960–1980-х гг. Мог использоваться в разных климатических условиях, считался надежным, простым в эксплуатации и огромной производительностью.
Современные пожарные мотоциклы
Пожарный мотоцикл Honda VFR 1200X
Пожарно-спасательные Honda VFR 1200X оснащены ранцевым устройством пожаротушения, порошковым огнетушителем, канатно-спусковым устройством «Самоспас». Электромеханический гидравлический электроинструмент позволяет деблокировать пострадавших в ДТП. Медицинская укладка, шины для фиксации конечностей, дыхательный аппарат со сжатым воздухом позволяют оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Пожарный мотоцикл BMW R1200RT
Пожарный мотоцикл BMW R1200RT оборудован системой пожаротушения, состоящей из двух 25-литровых баков с водой. Модель особенно эффективна при тушении пожаров на ранней стадии возгорания, в основном используется в условиях мегаполисов.
Пожарный квадроцикл
Также популярны пожарно-спасательные квадроциклы, используемые для тушения пожаров в труднопроходимых местах. Данная мототехника в основном применяется в Алтайском крае, но постепенно появляются в штате пожарных служб других регионов.
Пожарные мотоциклы TUNNEL KEEPER
Одна из новейших разработок — электрические мотоциклы TUNNEL KEEPER, предназначенные для тушения пожаров в тоннелях. Байк оборудован системой подачи сжатого воздуха и водяного тумана, имеет функцию дымоудаления.
Пожарные мотоциклы намного быстрее и маневреннее пожарных машин. Мототехника проедет даже через пробки и по узкой улочке. Некоторые модели незаменимы в условиях бездорожья.
Минусы двухколесной техники заключаются в небольшой (по сравнению с машиной) производительности и сезонности. Поэтому полностью заменить традиционную пожаротушительную технику они не могут, но значительно повышают эффективность пожарной службы. На данный момент пожарные мотоциклы единично используются в спасательных службах многих стран, в том числе и в России.
Другие статьи